Законопроект №13507 - наступ на ФЛП. Как сохранить ФЛП проектного сотрудничества?
- Maria Pysmenna
- 8 вер.
- Читати 4 хв
Законопроект №13507 устанавливает девять признаков трудовых отношений, и если присутствует семь или более, суд признает сотрудничество с ФЛП трудовым, независимо от договора (статья 3¹ КЗоТ).
На практике это означает, что проектное сотрудничество можно сохранить, если реструктурировать договоры: платить за результат, обеспечить независимость исполнителя, диверсифицировать доходы ФЛП ниже 80% от одного заказчика, избегать контроля и фиксированного графика.
Законопроект №13507 зарегистрирован в Верховной Раде 18 июля 2025 года и направлен на прекращение злоупотреблений моделью "ФЛП вместо найма", распространенной в ИТ и других отраслях.
Он вводит четкие критерии для разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, где девять признаков определяют, являются ли отношения трудовыми.
Закон вступит в силу через три месяца после опубликования, а признаки – через шесть, давая бизнесу время на адаптацию.
Если вам отказали в сохранении модели ФЛП или возникли проблемы с проверками, обращайтесь к адвокату: +38 (073) 048-57-84, адвокат Молчанов.
Чем грозит новый законопроект ФЛП
Новый законопроект грозит ФЛП переквалификацией договоров в трудовые, что приведет к уплате ЕСВ и НДФЛ за прошлые периоды.
ФЛП потеряют гибкость, поскольку станут зависимыми от норм КЗоТ, включая обязательные отпуска и защиту от увольнения.
Компании столкнутся со штрафами до 80 000 грн за каждого ФЛП, признанного работником, плюс доначисление налогов.
ФЛП рискуют потерять клиентов, так как бизнес перейдет на гиг-контракты или штат, чтобы избежать рисков.
Государство увеличит проверки на 35% в 2025 году, делая ФЛП уязвимыми к судебным искам.
Как государство пытается ободрать малый бизнес
О, как трогательно: государство, которое якобы заботится о "социальных гарантиях", внезапно решает, что ФЛП – это не предприниматели, а скрытые рабы крупного бизнеса.
Конечно, вместо упрощения налогов для всех лучше ввести девять "признаков" и заставить каждого ФЛП доказывать, что он не верблюд, а иначе – плати налоги, как за штатного сотрудника.
Бедный малый бизнес, который едва выживает, теперь должен нанимать юристов для аудита, ведь иначе штраф в 80 000 грн – это же такая "помощь" от правительства!
А профсоюзы радуются, будто это защитит работников, но на самом деле просто толкает ФЛП в тень или на эмиграцию – гениальный план для наполнения бюджета!
И, конечно, Дія.City как "альтернатива" – еще один способ контролировать ИТ, ведь государство не может без своего куска пирога от каждого проекта.
Типичные вопросы о законопроекте №13507 - наступе на ФЛП
Что такое законопроект №13507 и как он влияет на ФЛП проектного сотрудничества?
Законопроект №13507 – это инициатива, добавляющая в КЗоТ статью с девятью признаками трудовых отношений, и если семь из них присутствуют, суд переквалифицирует договор с ФЛП в трудовой.
Он направлен на борьбу со скрытыми трудовыми отношениями, где ФЛП фактически работают как штатные сотрудники, но без социальных гарантий.
Это повлияет на проектное сотрудничество, заставляя бизнес доказывать, что отношения гражданско-правовые, иначе – доначисление налогов и штрафы.
Как не потерять ФЛП проектного сотрудничества из-за законопроекта №13507?
Реструктурируйте процессы: избегайте контроля, фиксированного графика, обеспечьте делегирование задач ФЛП другим.
Это означает, что не указывайте ФЛП, как выполнять работу – фокусируйтесь только на результате, позвольте ему самому планировать время.
Обеспечьте, чтобы ФЛП мог делегировать задачи субподрядчикам, что подчеркнет независимость и уменьшит признаки трудовых отношений.
Проведите аудит договоров, измените оплату на за результат, обеспечьте, чтобы ФЛП работал на своем оборудовании и имел другие источники дохода.
Как проверить, попадает ли мое сотрудничество с ФЛП под наступ законопроекта №13507?
Проверьте на девять признаков: личное выполнение, контроль, график, интеграция, систематическая оплата, 80% дохода от вас, оборудование заказчика, компенсация расходов, социальные гарантии.
Личное выполнение: ФЛП должен выполнять работу сам, без права на субподрядчиков – если так, это признак.
Контроль: если вы даете указания по процессу, а не только по результату, это добавляет риск.
График: фиксированные рабочие часы или место работы – классический признак трудовых отношений.
Интеграция: ФЛП как часть вашей команды, с доступом к системам – это интеграция в структуру.
Систематическая оплата: ежемесячная фиксированная сумма, а не за проект – имитирует зарплату.
80% дохода: если ФЛП получает более 80% от вас за 24 месяца – ключевой индикатор.
Оборудование: использование вашего инструментария – еще один признак.
Компенсация расходов: возмещение расходов ФЛП – как у сотрудников.
Социальные гарантии: предоставление отпусков или обучения за ваш счет – окончательно указывает на трудовые отношения.
Как избавиться от рисков законопроекта №13507 для ФЛП проектного сотрудничества?
Реструктурируйте процессы: избегайте контроля, фиксированного графика, обеспечьте делегирование задач ФЛП другим.
Это поможет избежать семи признаков, делая сотрудничество истинно гражданско-правовым.
Как адаптировать ФЛП проектного сотрудничества к законопроекту №13507?
Используйте гиг-контракты или режим Дія.City как альтернативу, где нормы КЗоТ не применяются автоматически.
Гиг-контракты – это гибрид: гибкость подряда с некоторыми гарантиями, как отпуск, для проектной работы.
Дія.City – специальный режим для ИТ, где резиденты могут сотрудничать без автоматического применения КЗоТ, если не признаны судом.
Это позволяет сохранить гибкость, но с определенными социальными бонусами, избегая рисков переквалификации.
Три типичные ошибки в сохранении ФЛП проектного сотрудничества во время наступа законопроекта №13507
Ошибка 1: Игнорирование концентрации дохода ФЛП более 80% от одного заказчика
Многие компании не проверяют источники дохода ФЛП, что становится ключевым индикатором для суда.
Правильная трактовка: побуждайте ФЛП к диверсификации клиентов, чтобы избежать этого признака, проверяя банковские выписки.
Ошибка 2: Сохранение контроля и графика работы как у штатных сотрудников
Компании часто диктуют рабочие часы ФЛП, что имитирует трудовые отношения.
Правильная трактовка: позвольте ФЛП самостоятельно определять график и фокусируйтесь на результате, а не процессе, изменяя договоры соответственно.
Ошибка 3: Предоставление оборудования и компенсации расходов без изменений в договоре
Бизнес компенсирует расходы ФЛП, как сотрудникам, что добавляет признаков.
Правильная трактовка: переложите расходы на ФЛП, указав в договоре использование его собственных ресурсов, и избегайте компенсаций.
Олег Молчанов – опытный адвокат, специализирующийся на гражданском, семейном, военном праве, административных делах и пенсионных вопросах.
С многолетним опытом, включая работу следователем в МВД и адвокатскую практику с 2011 года.
Заключение
Законопроект №13507 завершает эпоху "ФЛП вместо найма", требуя от бизнеса адаптации для избежания штрафов до 80 000 грн за работника.
Проактивный аудит и реструктуризация помогут сохранить проектное сотрудничество.
Задавайте свои вопросы адвокату в комментариях к посту.
Если вопрос срочный или вы получили отказ при самостоятельном решении, обращайтесь к адвокату: +38 (073) 048-57-84, адвокат Молчанов.
ключевые слова: законопроект №13507, наступ на ФЛП, сохранить ФЛП проектного сотрудничества, признаки трудовых отношений, аудит договоров, диверсификация дохода, гиг-контракты, Дія.City, штрафы за нарушения, адаптация бизнеса, угрозы ФЛП, саркастическое размышление
