От подозрений до приговоров: сравнение эффективности НАБУ, ГБР и других в борьбе с коррупцией
- Maria Pysmenna
- 31 июл.
- 5 мин. чтения
НАБУ/САП достигают 70.1% передачи обвинительных актов в суд с фокусом на топ-коррупционеров и 60-70% соглашений со следствием для возврата миллиардов гривен государству; ГБР показывает 66.4% передачи обвинительных актов в суд с акцентом на преступления чиновников и правоохранителей;
Национальная полиция имеет 80% успеха в передаче обвинительных актов в суд для мелких дел с 97.5% штрафов как наказание;
СБУ достигает 50-60% передачи обвинительных актов в суд в делах с национальной безопасностью и минимальными соглашениями со следствием;
Прокуратура собирает данные о передаче обвинительных актов в суд с показателем 71.5% и 80% осуждений обвиняемых, но реальное лишение свободы составляет лишь 1.3%.
Теперь давайте разберемся подробнее с этими "достижениями", чтобы все было кристально ясно — потому что статистика любит прятать правду за цифрами, а я ее вытащу на свет.
Данные основаны на отчетах за 2023–2025 годы, обновлено по состоянию на 31 июля 2025 года, чтобы вы знали, что информация актуальна, как свежий скандал во власти.
Подозрения и передача дел в суд: кто сколько "накопал"?
Вы, наверное, думаете: что такое подозрение и передача в суд?
Подозрение — это когда правоохранительный орган (например, НАБУ или полиция) официально заявляет лицу, что оно подозревается в коррупционном преступлении, и начинает расследование.
Передача в суд — это когда после расследования орган передает в суд обвинительный акт (документ с доказательствами и обвинением), чтобы дело пошло на судебное рассмотрение.
Этот процент показывает "эффективность" — сколько подозрений не исчезают в ящиках, а доходят до суда.
НАБУ/САП: Они сообщают подозрения топ-коррупционерам — министрам, депутатам, судьям. В 2024 году было 231 подозрение, из них 162 превратились в обвинительные акты, переданные в суд, то есть 70.1%. Почему так высоко? Потому что они специализируются на сложных делах с большими взятками, где доказательства собирать трудно, но у них есть ресурсы, чтобы довести до суда.
ГБР (Государственное бюро расследований): Фокус на преступлениях правоохранителей и чиновников. За первое полугодие 2025 года: 4258 коррупционных производств (расследований), подозрения сообщены 7477 лицам, а обвинительные акты переданы в суд в отношении 429 лиц (285 актов) — это около 66.4%. Разница с НАБУ в том, что здесь часто есть политическое давление, и дела тянутся дольше.
Национальная полиция Украины: Они занимаются мелкой коррупцией, как взятки на дорогах или в больницах. Процент высокий — около 80%, потому что дела простые. В 2023 году 3188 подозрений, большинство из которых превратились в обвинительные акты, переданные в суд быстро, без нужды в сложных доказательствах.
СБУ (Служба безопасности Украины): Более низкий процент — 50–60%, потому что дела связаны с национальной безопасностью, как коррупция в обороне или власти. По старым данным (2020–2021): 983 производства, 1294 подозрения, лишь часть превратилась в обвинительные акты для суда. В 2024–2025 резонансные дела доходят, но доказательств часто не хватает из-за секретности и политических препятствий.
Прокуратура (в целом): Средний показатель 71.5%, потому что они наблюдают за всеми органами и координируют. В 2023: 5481 подозрение, 3919 обвинительных актов переданы в суд. Зависит от эффективности других органов, но стабильно, потому что прокуратура контролирует процесс.
Вопрос: почему такая разница в процентах?
Ответ: НАБУ/САП и прокуратура имеют лучшие ресурсы для топ-дел с большими суммами, полиция — для массовых мелких случаев, а СБУ страдает от политики, секретов и сложности доказательств.
Соглашения со следствием: "торги" или быстрое правосудие?
Вопрос: что такое соглашение со следствием?
Ответ: это когда подозреваемый (коррупционер) признает свою вину, возвращает государству нанесенный ущерб (деньги или имущество), и получает мягкое наказание — штраф или условный срок вместо реального лишения свободы.
Словно сделка на рынке: "отдаю деньги — и свободен".
Процент соглашений показывает, сколько приговоров основано на таком "быстром правосудии", где возвращаются миллиарды гривен в бюджет Украины.
НАБУ/САП: Большинство — 60–70% приговоров на соглашениях. В 2024: 77 приговоров, многие из них позволили вернуть государству 4,5 млрд грн (нанесенный ущерб). Плюс: быстро закрывают дело и деньги назад в бюджет. Минус: коррупционеры избегают реального лишения свободы, критики называют это "откупом" для топов.
ГБР и Национальная полиция: Для сложных дел 30–40%, для мелких — 50–60%. ГБР редко использует соглашения в резонансных делах о чиновниках, потому что фокус на полном судебном процессе. Полиция любит соглашения за взятки до 100 тыс. грн — быстро выписывают штраф, и дело закрыто, деньги возвращаются государству.
СБУ: Менее 30%, потому что приоритет — жесткие приговоры для демонстрации силы в делах о безопасности. Старые данные: мало соглашений из 1294 подозрений. В 2024–2025 соглашения не в фаворе, потому что такие дела требуют публичных примеров наказания, а не "торгов".
Прокуратура (в целом): Только 14% обвинительных актов завершаются соглашениями (885 из 6279 в 2023). Они наблюдают за процессом, так что процент зависит от других органов, но соглашения популярны для быстрого закрытия мелких дел и возврата небольших сумм государству.
Вопрос: почему НАБУ/САП лидеры в соглашениях?
Ответ: потому что их дела сложные с большими ущербами, соглашение ускоряет процесс и возвращает миллиарды в бюджет, а в других органах проще идти к полному суду.
Приговоры (обвинительные): кто сколько "осудил" и к чему?
Вопрос: что такое приговор и почему акцент на реальном лишении свободы?
Ответ: приговор — это решение суда, где обвиняемого признают виновным (обвинительный приговор).
Мы смотрим на процент осужденных от обвиняемых и сколько из них получают реальное лишение свободы (тюрьму), а не штрафы или условные сроки. Ирония в том, что осуждают много, но "садятся" единицы.
НАБУ/САП: 28% реальное лишение свободы (17 из 60 в топ-делах 2024). В целом 77 приговоров в 2024, 251 за 2021–2025 в отношении 338 лиц, 40 отбывают реальный срок в тюрьме. Осужденные — топы как депутаты или судьи, но соглашения часто смягчают наказание до штрафов.
ГБР: Менее 10% реального лишения свободы, фокус на штрафы. В 2023: 1500+ осуждено, за первое полугодие 2025: 429 лиц в актах в суд, но приговоры тянутся, и тюрьма редкость.
Национальная полиция: 97.5% приговоров — штрафы (1714 из 1758 в 2024). Осуждено 2195 лиц (80% обвиняемых), но реальное лишение свободы — лишь 1.3% (27 приговоров). Они лидеры в количестве, но наказание мягкое для мелких взяточников.
СБУ: 50–60% осуждений обвиняемых, около 3% приговоров от всех подозрений (39 из 1294 по старым данным). Резонансные приговоры в делах о безопасности, тюрьма для ключевых фигур, штрафы реже.
Прокуратура (в целом): 80% обвиняемых осуждено (2195 в 2024), реальное лишение свободы — 1.3% (27 из 2195). Они агрегируют данные со всех органов, поэтому больше штрафов и условных сроков.
Вопрос: почему так мало реальной тюрьмы?
Ответ: система в Украине любит мягкость — коррупционеры платят штрафы или заключают соглашения, возвращают часть денег государству, и гуляют дальше, словно ничего не случилось.
Ключевые слова: борьба с коррупцией, статистика, НАБУ/САП, ГБР, Национальная полиция, СБУ, прокуратура, подозрения, соглашения, приговоры, проценты
В заключение, борьба с коррупцией в Украине — это больше иллюзия в цифрах, где НАБУ/САП лучше в качестве расследований топ-дел и возврате миллиардов государству, но в целом система мягка к нарушителям: высокие проценты передачи дел в суд и осуждений, но наказания минимальны, и коррупционеры редко оказываются за решеткой.
Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях — адвокат ответит. А если вопрос срочный или вы получили отказ, пытаясь справиться самостоятельно, обращайтесь к адвокату Молчанову по номеру +38 (073) 048-57-84.




Комментарии