top of page

Законопроект №13423-2 о Defence City: Защищаем своих от закона — потому что война всё спишет?

  • Фото автора: Maria Pysmenna
    Maria Pysmenna
  • 16 июл.
  • 3 мин. чтения

Группа депутатов во главе с Давидом Арахамией зарегистрировала альтернативный законопроект №13423-2 о изменениях в Уголовном процессуальном кодексе (УПК) относительно особого порядка расследования преступлений должностных лиц предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК); предлагается добавить статью 616-1 в УПК для "защиты" таких лиц от преступлений во время военного положения и в течение 3 лет после; сведения о возможных преступлениях вносятся в ЕРДР только Генпрокурором; ходатайства о задержании, обыске и т.д. согласуются с Генпрокурором; сообщение о подозрении — тоже через Генпрокурора или руководителя САП.


Суть новости: Что предлагает этот "особый" законопроект?

Обновлено по состоянию на 16 июля 2025 года — законопроект зарегистрирован 11 июля, и пока без изменений, потому что Верховная Рада ещё не голосовала.


Этот альтернативный законопроект №13423-2 — это доработанная версия предыдущего, где депутаты хотят "улучшить" УПК для должностных лиц предприятий из перечня Defence City.


О, как удобно: во время военного положения и ещё 3 года после, расследование преступлений, совершённых на работе (например, коррупция или злоупотребления), становится суперзащищённым от закона.


Основные особенности режима: "Иммунитет" для избранных?

Представьте: обычное предприятие, которое не входит в список "своих", совершило что-то "служебное" — и вот, его могут карать проверками, открывать уголовные производства, тогда как для "своих" — всё, что угодно, потому что специальный барьер от расследований.

  • Начало расследования: Только Генпрокурор (или и.о.) может внести данные в ЕРДР. Обычные следователи? Ни-ни, сидите тихо.

  • Сообщение Минобороны: Генпрокурор должен уведомить Минобороны о старте расследования за 24 часа. Чтобы, наверное, "не мешать обороне" — или не мешать "своим"?

  • Согласование действий: Ходатайства об аресте, обыске, прослушивании — всё через Генпрокурора. Суд рассматривает с обязательным участием подозреваемого или адвоката.

  • Сообщение о подозрении: Только от Генпрокурора или руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Можно поручить другим, но только письменно!

А если вы не "свой", то проверки и преследования, а для избранных — этот "щит" от закона. Чудесно, правда?


Критика экономиста Монина: Это не стимулирование отечественной оборонки, а коррупционная схема


Экономист Данило Монин в своём "разнёс" этот законопроект по кирпичикам, называя его не помощью оборонке, а коррупционным фарсом.


  • Зависимость от чиновников: Закон делает предприятия полностью зависимыми от Минобороны. Если ты "свой" (например, платишь взятки — "носишь чемоданы с зелёным кэшем"), то имеешь льготы и защиту. Если нет — исключают, и ты платишь штрафы. Монин называет это "фарсом" и "тотальной зависимостью от чиновника Минобороны", что превращает отрасль выживания Украины в коррупционный бизнес.


  • Запрет экспорта — ещё одна схема: Монин соглашается с комментаторами, что это позволяет Минобороны контролировать закупки и брать "долю" (взятки). Открытие экспорта разрушило бы эту схему, но власть не хочет. Он подчёркивает: Украина теряет шанс зарабатывать на экспорте (например, европейцы готовы дать 50 млрд евро на кооперацию с Украиной по дронам и оружию).


  • Последствия для развития ВПК: Вместо роста — мотивация к коррупции. Монин говорит, что это "убивает мотивацию" производителей, потому что без экспорта и с риском штрафов никто не будет инвестировать. Вместо этого нужны: открытие экспорта, защита неба от дронов, подземные заводы (как в Иране) и кооперация с Европой/США.


Почему это "защита" для своих? Вопросы и ответы


Вы спросите: "А не даст ли это иммунитет от ответственности?" О, да, кажется, именно для того, чтобы топ-менеджеры (из списка Министерства обороны) не беспокоились из-за "мелочей" на работе.

  • Кто попадает? Должностные лица предприятий из перечня Defence City — те, кто в списке Минобороны.

  • Продолжительность? Пока предприятие в перечне, и военное положение +3 года. Вечно, если война затянется?

  • Какие преступления? Те, что совершены во время служебных обязанностей. Коррупция? Злоупотребления? Добро пожаловать в "защиту".


Вы спросите: "А если это для национальной безопасности?" Конечно, но почему только для избранных, а не для всех? Наверное, чтобы "эффективно" работать, не отвлекаясь на такие мелочи, как закон.


Ключевые слова: Defence City, законопроект 13423-2, расследование преступлений, ОПК, Генпрокурор, военное положение, должностные лица, УПК, Минобороны.


Вывод: Стоит ли радоваться такой "защите"?

Подводя итог, этот законопроект — словно "щит" для должностных лиц оборонки, но он больше похож на лазейку для избежания ответственности, чем на реальную защиту бизнеса. Если война продолжается, а "свои" в списке — расследование становится невозможным.


Задавайте свои вопросы в комментариях — обсудим с адвокатом! Если вопрос срочный, или вы получили отказ, пытаясь справиться самостоятельно, обращайтесь к адвокату Молчанову: +38 (073) 048-57-84.

$50

Product Title

Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button. Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button

$50

Product Title

Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button. Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button.

$50

Product Title

Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button. Product Details goes here with the simple product description and more information can be seen by clicking the see more button.

Recommended Products For This Post

Комментарии


© 2025 Каталог юристов и адвокатов Украины

bottom of page